Почему роботы не работают? Реальная область применения RPA в управлении бизнес-процессами

Роботы все более активно проникают в решения по управлению бизнес-процессами. Решение каких задач можно им доверить? Когда роботы работают лучше людей? Об этом участникам конференции CNews «Перспективы BPM: от роботизации к цифровым сотрудникам», 15 сентября рассказал Алексей Трефилов, директор ELMA.

CNews: Вы предлагаете использовать BPM совместно с RPA. Значит ли это, что BPM сам по себе недостаточно эффективен?

Алексей Трефилов: Каждой задаче — свой инструмент. Обычно попытка решить все задачи универсальным мультитулом не заканчивается ничем хорошим. Как минимум выходит дороже, так как приходится тратить дополнительные усилия на адаптацию и внедрение. Основные потери в бизнес-процессах не в «делании», а в «не делании»: лишние переназначения, ожидания реакции, недопонимания и т. д. Все это решается грамотной организацией коммуникации.

Идеальный инструмент автоматизации бизнес-процессов — BPM-система. И именно этот инструмент позволяет добиться радикального повышения эффективности организации. Поэтому речи о том, что BPM может быть недостаточно эффективен без роботизации, не идет.

Сфера применения RPA значительно уже. Но это не повод его не использовать. BPM не исключает наличие в процессах рутинных задач — иногда с точки зрения организации самого процесса это хорошо. Но плохо с точки зрения человека-исполнителя и компании. Роботизация этих задач позволяет снизить издержки, повысить качество и скорость исполнения.

CNews: Какие новые возможности дает RPA?

Алексей Трефилов: Самая главная возможность — быстрые и дешевые интеграции. Раньше это было дорого или невозможно делать. А сейчас дешево и просто. Важное преимущество технологии RPA — это невероятные скорости внедрения. То, что классическими средствами делается недели и месяцы, тут делается дни и недели. Это позволяет недорого проводить новые гипотезы, быстро выводить новые продукты. И не зависеть от ИТ отдела и его бэклога.

RPA дает возможность выйти за рамки ИТ компании. Можно дотянуться до любых других внешних сервисов: партнерских или государственных. Даже до самых неактуальных legacy-решений. Если работа с такими продуктами есть в ваших бизнес-процессах и сейчас приходится делать это руками, выполняя монотонные ручные операции — роботы здесь могут помочь.

CNews: Насколько подключение RPA влияет на стоимость BPM? И в каких случаях дополнительные расходы оправдываются, из вашей практики?

Алексей Трефилов: Для большинства бизнесов совершенно неоправданно использование RPA для решения только одной задачи. Это может привести к парадоксу автоматизации, когда стоимость инфраструктуры в виде наличия инструментов и обученных специалистов окажется выше сэкономленных средств. Расходы оправдываются при росте массы. Потенциал для этого есть практически в любом бизнесе. RPA — это значительная экономия на массе.

Касательно стоимости, то в нашем случае это уже бесшовно интегрированные решения. Поэтому стоимость итогового владения решением по автоматизации увеличивается незначительно. Впрочем, многие вендоры предлагают регулярные обязательные подписки, но я эту модель не одобряю — похоже на зарплату для роботов, что, на мой взгляд, противоречит сути концепции.

Ознакомиться с материалами онлайн-конференции можно на сайте.

Читайте также

Получите тестовый доступ
к системе ELMA365

Начните моделировать и автоматизировать
бизнес-процессы компании прямо сейчас!

Попробовать бесплатно