Согласно обзору TAdviser, ELMA является одной их самых внедряемых BPM-систем в России. Директор компании Алексей Трефилов ответил на вопросы портала о трендах развития современных решений для управления бизнес-процессами и факторах, которые позволяют ELMA оставаться лидером российского BPM-рынка.
TAdviser: В каком состоянии находится российский рынок BPM? Что влияет на его развитие?
Рынок растет, потому что стираются границы применимости BPMS (Business Process Management System). Вендоры и заказчики открывают новые сценарии использования решений этого класса.
Часто BPMS играет роль платформы — связующего звена между всеми программными продуктами. Такая платформа позволяет адаптировать ИТ-инфраструктуру к постоянно меняющимся требованиям развития бизнеса. То есть быстро проверять гипотезы увеличения операционной эффективности и внедрять их в масштабе всей компании. По сути, в этом случае BPMS можно назвать платформой для цифровой трансформации.
Еще один сценарий использования BPMS — прикладные задачи. Например, в любом банке есть такие наборы сервисов, как выдача кредитов, факторинг, Private Banking. В концепции BPM каждая из этих услуг — это отдельный сквозной end-to-end бизнес-процесс. Соответственно, средствами BPMS можно автоматизировать конкретно этот участок деятельности банка. При этом все другие сервисы могут быть автоматизированы каждый в своей профильной системе. Подобные процессы-сервисы можно выделить для любой отрасли и любого участка деятельности — продаж, закупок, СМК. Сейчас мы упаковываем наборы сервисов в кейсы и предлагаем их в качестве самостоятельного продукта.
TAdviser: Назовите 3 главных тренда российского рынка BPM в 2019 году. Расскажите подробнее о них.
Главные тренды — это появление технологий, которые приносят синергетический эффект при совместном использовании с BPMS. К ним относятся: роботизация (RPA), искусственный интеллект (AI) и новые каналы взаимодействия (Smart Interfaces).
Новые технологии и BPMS дополняют друг друга. RPA выполняет монотонную, требующую высокой концентрации внимания задачу за человека. Но только BPMS определяет место этой задачи во всем бизнес-процессе. BPMS указывает, какую именно задачу в процессе будет выполнять робот, а какую человек, и что делать с результатом дальше.
То же самое с использованием AI. Искусственный интеллект применяется для автоматизации процесса принятия решений, основанных на данных и предыдущем опыте работы компании. В наших сегодняшних клиентских проектах AI решает, по какому маршруту из 300 пойдет конкретный договор, как группировать заявки в лотах при организации закупок, принадлежат ли два юрлица одному контрагенту при банковской сверке. Назначает задачи искусственному интеллекту опять же BPMS.
Smart Interfaces дают возможность сотрудникам, у которых под рукой в данный момент только смартфон, и клиентам, у которых вообще никогда никакого доступа к корпоративным системам не было, стать полноправными участниками процесса. Голосовые роботы и чатботы понимают ответы собеседника. Если вам, например, нужен отгул, вы просто говорите об этом роботу. Он тут же в режиме диалога узнает у вас всю информацию, необходимую для запуска соответствующего процесса, и передает ее в систему, где с ней работают различные департаменты.
TAdviser: Попробуйте оценить объем российского рынка BPM-систем в денежном выражении (в рублях) за 2018 год. Какую динамику показал рынок в 2018 году? Какую динамику вы можете спрогнозировать на 2019 год?
Любая попытка спрогнозировать объем рынка BPM — риск попасть пальцем в небо. Рынок не исчерпывается портфелем текущих проектов вендоров и интеграторов. BPMS — отчуждаемая технология, поэтому компании могут развивать ИТ-системы без привлечения внешних консультантов, опираясь исключительно на ресурсы собственных департаментов по цифровизации и процессных офисов.
С другой стороны, аппетит приходит во время еды, и поэтому суммы, заложенные в бюджетах на ИТ, начинают расти, как только топ-менеджмент видит, что инвестиции в эту сферу окупаются. Так что динамику рынка предсказать невозможно.
Так или иначе сегодня спрос на качественную автоматизацию значительно превосходит предложение. Вендоры дают стабильно высокий рост, который сдерживается не рынком, а внутренними резервами — в частности, количеством свободных квалифицированных кадров.
TAdviser: В каком направлении идет развитие BPM-систем? Какие новшества будут актуальными в ближайшие годы?
Частично я уже ответил на это, комментируя тренды BPM-рынка. Задача современной BPMS — без проблем подключать к деятельности компании новые технологии. Именно поэтому внутри нашей компании когда-то появились отделы, которые занимаются AI, RPA и Smart Interfaces (голосовыми роботами и чатботами).
В области AI проект, который начинался как внутренний стартап ELMA, в итоге вырос в самостоятельную компанию Intellect Lab. В случае с RPA и Smart Interfaces мы выступаем в роли интегратора, сотрудничая с лидерами рынка. Но это уже сегодняшний день.
В планах на ближайшее будущее — наращивать внутренние компетенции по интеграции новых технологий. Внедрение всего комплекса различных продуктов как единой системы показывает интересные результаты, так как в этом случае технологии способны кратно усилить эффект друг друга.
И конечно, мы продолжаем следить за зарождающимися трендами, оценивая их потенциал для бизнеса в связке с BPMS.
Комментарии Алексея Трефилова и других участников рынка в обзоре Tadviser.