За какими услугами сейчас приходят клиенты? Какие сотрудники больше востребованы? Как влияет на рынок импортозамещение? На эти и другие вопросы по просьбе издания «ИТ-Менеджер» ответили руководители российских ИТ-компаний. Полная версия комментария директора ELMA Алексея Трефилова — в нашем журнале.
— Как влияет на рынок ИТ-услуг курс предприятий на цифровую трансформацию бизнеса?
— Важно не смешивать цифровую трансформацию с автоматизацией. Огромное количество ИТ-компаний внедряют программы автоматизации — ERP, электронный документооборот. В результате клиент получает количественное ускорение — с помощью программы все делается так же как раньше, только быстрее.
Цифровая трансформация — про другое. Это качественный скачок и новое понимание того, как вообще должны предоставляться услуги или изготавливаться продукты. Это понимание приходит только с пониманием своих рабочих процессов. Клиентам нужно в этом помогать, а это уже не услуги по автоматизации — это консалтинг.
Компании, которые хотят трансформировать бизнес, должны понимать свои рабочие процессы. Задача вендора — им в этом помочь.
— На какие виды услуг спрос у заказчиков вырос в последние годы и почему?
— Высокий спрос на экспертных аналитиков, консультантов и архитекторов. Всем нужны «головы», которые предлагают качественные изменения и владеют best practice, а не просто «руки». Если можно называть «руками» тех, кто внедряет ИТ-продукты.
— Одной из ключевых тенденций является импортозамещение. Какое влияние оно оказывает?
— Российских ИТ-продуктов стало больше. Они активно вытесняют западные решения, которые были внедрены в компаниях ранее. Это происходит не потому, что кто-то дал указание сверху. Просто наши часто лучше — вендор рядом, есть рынок «рук», инфраструктура создана, сами продукты зрелые. Компании просто делают выбор.
— Чаще ли в качестве заказчиков стали выступать бизнес-подразделения предприятий, а не ИТ-служба?
— Часто приходят заказчики HR-департаментов и отделов закупок. Бизнес-заказчики, которые ничего не слышали о ИТ-продуктах сегодня большая редкость. Многие уже успели попробовать те же ERP-системы и документооборот. Да и сами технологии успели стать ближе и понятнее.
— Как обстоит ситуация с платежеспособностью заказчиков? Улучшилась ли она за последнее время?
— ELMA работает с заказчиками, на которых фактор стоимости влияет чуть меньше, чем на малый и средний бизнес. Десять лет назад, во времена ИТ-безграмотности, клиентов часто удивляло, что софт и ИТ-услуги могут столько стоить. Сейчас бюджеты выделяются лучше и легче — у заказчика есть понимание, что он вкладывает деньги в будущие изменения, а не просто выкидывает их в трубу.
Заказчики понимают, что вкладывают деньги в будущие изменения, а не выкидывают их в трубу.
— Какие специалисты сегодня в первую очередь востребованы на рынке?
— Наиболее востребованные сотрудники — те, кто имеет специализацию на стыке прикладной отрасли и программирования. Например, специалисты, с опытом работы в банке и знанием кода. Это те самые «головы», нужные и бизнесу, и ИТ.