Директор ELMA Алексей Трефилов выступил с докладом на конференции CNews «BPM 2018: как помочь бизнесу измениться», которая прошла 15 февраля в Москве. После выступления Алексей ответил на вопросы организаторов.
— Интерес российских заказчиков к BPM растет. С чем, по вашему мнению, это связано?
— Это связано с тем, что бизнес взрослеет. Если раньше компаниям нужен был документооборот, в лучшем случае автоматизация бизнеса, то сегодня они думают о бизнес-процессах и цифровой трансформации. Это качественно новое понимание развития.
Признаки взросления заметны: сейчас в сети стали появляться полезные ресурсы и материалы, конференции по теме трансформации. Опубликовано много историй успеха и реальных кейсов внедрений. Если раньше приходилось постоянно объяснять клиентам, чем мы занимаемся, то теперь сложно встретить собеседника, который про BPM никогда не слышал.
Конкуренция постоянно заставляет компании работать эффективнее. Появляются новые продукты с мощными клиентскими сервисами, это сильно меняет ситуацию на рынке.
— Компании каких отраслей и масштабов бизнеса являются основными заказчиками BPM, из вашего опыта?
— В принципе, драйверами BPMS всегда были финансовые организации. Интерес со стороны банков и других финансовых организаций по-прежнему сильный. Однако, в последнее время какое-то выделение отраслей-лидеров слабеет. Все компании становятся более «цифровыми» и требовательными к ИТ-сервисам. Вслед за лидерами автоматизации внедрять ИТ-решения стали компании, которые в силу своего размера или специфики отрасли мало интересовались этими инструментами.
По масштабам ситуация неоднозначная. BPMS используют и компании размера enterprise и совсем мелкие организации с штатом в десять человек. Все зависит от зрелости культуры. Но до сих пор BPMS особенно полезны в компаниях, в которых потенциально есть риск потери информации на стыках подразделений. Однажды мы внедряли BPM в двух очень похожих компаниях из одной отрасли. В одной организации все сотрудники сидели в большом open space офисе, хорошо знали друг друга и постоянно общались. А в другой сотрудники не просто сидели в разных кабинетах, но были разнесены на несколько офисов, слабо общались и плохо знали друг друга. В первом случае внедрение BPM-системы виделось сотрудниками, как непонятная бюрократия: еще вчера они просто ходили друг к другу и очно решали вопрос. Во второй же компании BPM-система позволила победить разрыв между сотрудниками: как фактическое расстояние между офисами, так и дистанцию, вызванную тем, что сотрудники плохо знали друг друга.
Если в целом говорить про сегодняшний день, то мы в основном работаем со средними и крупными клиентами, enterprise-сегментом. При этом у ELMA BPM много потребителей и среди небольших компаний, многие из которых пользуются нашей бесплатной BPM-системой ELMA Community Edition.
Практика автоматизации бизнес-процессов в рамках проектной деятельности
Доклад ELMA на конференции CNews
Задача проекта
Автоматизировать конструкторскую разработку новых изделий производителя микроэлектроники и электронной техники «Протон-Электротекс».
Решение
Процедура проектирования — это типовой набор стадий, в которых можно выделить процессы, повторяющиеся в проектах из раза в раз. Для автоматизации этих процессов специалисты из ELMA разработали методологию управления «Проектный конвейер».
Результат
Внедрение проектного конвейера в четыре раза увеличило число завершенных проектов «Протон-Электротекс».
— Как обеспечить эффективность внедрения BPM?
— С первых шагов необходимо погрузиться в технологию BPM, понять ее суть. Внедрение BPM — это не про автоматизацию «в лоб». Это про качественные изменения и постоянное развитие. К этому необходимо подготовить весь коллектив и будущих пользователей.
Второе: необходимо получить поддержку руководства, обеспечить его вовлечение в проект. Топ-менеджмент должен осознавать, что внедрение BPM имеет стратегическое значение, и максимально мотивировать команду на изменения, продвигать проект внутри компании.
Третье: выбрать качественный продукт. Причем, выбирать по функциональности не имеет смысла: все BPM-решения умеют одно и то же. Следует обращать внимание на команду продукта, на опыт, кейсы, предоставляемый сервис.
Четвертое: определиться с объемом работ (scope) первого пилотного проекта. Пилотный проект не должен быть необъятным и обязательно должен иметь конкретный итог, решение конкретной задачи. То есть это не автоматизация не важного процесса, который «не жалко», проект должен иметь ощутимый измеримый результат.
И, последнее, необходимо постоянно работать с командой внедрения. Фиксировать все изменения, анализировать, проактивно изменять процессы, проверять гипотезы — в этом смысл трансформации.