KPI для IT-отдела должен разрабатываться с учетом некоторых особенностей этой сферы деятельности. Ведь IT-специалисты - специфическая категория сотрудников. Их работа ориентирована больше на технику, чем на общение с людьми. Как правило, они спокойно относятся к работе сверхурочно и требованиям руководства, но при разногласиях с начальством предпочитают молча написать заявление об увольнении. На рынке труда имеет место дефицит квалифицированных специалистов IT, поэтому их труд высоко ценится, а руководителям IT-подразделений важна производительность труда IT-шников. Выбрать подход к повышению эффективности специалистов, побудить их к эффективной работе и постепенно повышать планку - решить эти задачи поможет правильно подобранная система KPI для IT-отдела.
Например, если речь идет об IT-службе поддержки, руководителю важно понимать, как обрабатываются звонки, сколько их поступает, как увеличить число принимаемых и хорошо обслуживаемых обращений. KPI для IT-отдела позволяет измерять эти показатели, и насколько работа сотрудника полезна для целей компании. Для KPI разработчиков ИС показателем эффективности может служить степень удовлетворенности пользователей той или иной системой.
При помощи системы KPI для IT-отдела руководитель может оценить влияние работы подразделения на эффективность деятельности всей компании.
При этом KPI должен быть простым и понятным. Хороший пример в данном случае - система KPI от ELMA.
Рис. 1. Страница показателей компании в веб-интерфейсе ELMA KPI
Она решает задачи повышения эффективности работы компании через улучшение деятельности сотрудников и четкий контроль ключевых показателей. Однако, основная задача применения системы не в материальном вознаграждении сотрудников по результатам их работы, а в выращивании ценных квалифицированных кадров внутри компании. Приложение KPI для IT-отдела, разработанное компанией ELMA, позволяет настроить и контролировать эффективность каждого сотрудника. Такой подход дает возможность развивать кадры в компании индивидуально.
Рис. 2. Оценка эффективности сотрудника в системе ELMA KPI
Этот принцип напоминает построение горизонтальной карьеры, когда человек на своей должности достигает высоких ступеней профессионального мастерства.
Что для этого необходимо? В первую очередь - мотивация сотрудников. Необходимо определить, что побуждает специалиста ИТ-отдела работать более эффективно. Затем настроить четкий механизм показателей kpi эффективности и своевременный сбор значений, после чего трансформировать эффективность сотрудника в денежный (или не только денежный, в зависимости от желания руководства) эквивалент.
Кроме того, система KPI для IT-отдела предоставляет руководству и сотрудникам возможность контролировать показатели в режиме «on-line». То есть каждый видит плоды своей работы получает оплату по фактическому результату.
Рис. 3. Цели и показатели эффективности компании в веб-интерфейсе ELMA KPI
Основой любого управленческого решения являются текущие цели компании. Всем задействованным в процессе улучшения компании важно понимать цели и сопоставлять свои действия с этими целями. Система KPI от ELMA - это решение, которое позволяет соотносить действия с целями компаний, строить систему мониторинга и коррекции целей.