Под санкционным давлением российским корпоративным заказчикам приходится радикально перестраивать свои ИТ-рельефы, заменяя компоненты производства глобальных корпораций на российские. Процесс сложный и дорогостоящий, но альтернативы ему нет. Рассмотрим его особенности на примере бизнес-приложений.
Импортозамещение – комплекс процессов, которые требуют серьезных инвестиций. Сегодня ИТ-системы производства глобальных компаний можно разделить на две большие группы, говорит Андрей Чепакин, коммерческий директор компании ELMA: к первой следует отнести решения, которые нужно менять срочно, так как они перестанут работать в течение 3-6 месяцев, ко второй – которые на этом временном горизонте отключиться не должны, но для них тоже нужно сформировать сценарий «что-если», учитывающий необходимость замены при ужесточении санкций.
Оставлять все «как есть», продолжая использовать решения, которые могут прекратить работу и прервать бизнес-процессы, не стоит – такой подход несет слишком серьезные риски для любого российского бизнеса. Однако, есть подходы, которые позволяют реализовать импортозамещение менее затратно. Если коротко, то нужен широкий взгляд, что поможет от импортозамещения перейти к импортонезависимости (что важно), а также оптимизировать затраты, выбирая комплексные решения, а лучше – сразу практикуя платформенный подход. Рассмотрим эти тезисы чуть подробнее на примере бизнес-приложений, где они проявляются особенно выразительно.
Импортозамещение, вендорозамещение и санкционная устойчивость
Отказ от приложений, попавших под санкции, нужно производить очень аккуратно на всех этапах процесса, начиная с выбора целевых систем, на которые выполнять миграцию. Важно понимать, что вендорозамещение не решает задач достижения санкционной устойчивости. Переход, например, с американских решений, предположим, на китайские к желаемому результату не приведет – если завтра КНР решит присоединиться к санкциям, то миграцию придется повторять, переходя на российские решения. Переход на российские решения, заметим, тоже не всегда приводит к нужным результатам!
Замена программного продукта, произведенного глобальным вендором, на аналогичный по функциональным возможностям, но созданный российской компанией, далеко не всегда приводит к достижению цели – перехода на импортонезависимые решения, обеспечивающие требуемый уровень санкционной устойчивости. Современные программные продукты строят с использованием многих компонентов – от библиотек до фреймворков. Многие элементы, которые разработчики годами использовали для создания приложений, могут быть искусственно лишены поддержки «оттуда», что негативно отражается на результирующем решении.
Могут возникнуть вопросы, связанные с инфобезопасностью, перспективами развития российского продукта, а также со стабильностью работы. В результате очередной волны санкций отдельные компоненты даже российских продуктов могут утратить работоспособность, что отразится на функциональности всей российской разработки, что неприемлемо, так как может привести к нарушению непрерывности бизнес-процессов.
Достижение импортонезависимости для российских решений – процесс тоже непростой для вендоров, требующий существенных инвестиций и занимающий определенное время. Однако, есть компании, которые уже успешно реализовали необходимые изменения. Например, в ELMA отсутствуют компоненты, которые могут попасть под санкции, а также сервера, обеспечивающие работу «облачных» инсталляций продукции, находятся на территории РФ и защищены от санкционных рисков, отмечает Андрей Чепакин.
В чем особенности бизнес-приложений
Сказанное справедливо для всех компонентов для ИТ-рельефа, но особенно важно для бизнес-приложений. Задачи контейнеризации, отлова вирусов и других эксплойтов, блокирования хакерской активности и другие аналогичные более-менее едины для всех регионов глобального ИТ, но бизнес-приложения – СЭД, BPM, CRM, Service и др. – обладают определенной спецификой. Например, в сегменте ИБ действовать тоже лучше быстро, однако, если на какое-то время – часы, дни, а то и недели – в системе инфобезопасности будет «дыра», это может и не привести к проблемам (хотя риск, разумеется, будет), но бизнес-процессы на недели не остановить, они должны быть непрерывны!
У бизнес-софта есть и свои характерные преимущества. Например, российские продукты для кибербеза, к сожалению, по функциональности иногда отстают от глобальных – по вполне объективным причинам, связанным с историей развития, инвестиций в разработку и т.д. Однако, российские бизнес-решения, как показывает практика, по базовой функциональности оказываются более развитыми и гибкими, чем созданные вендорами из других регионов прикладные программы и платформы. Кроме того, если речь идет о бизнес-приложениях, то российские по понятным причинам лучше подходят к российским же реалиям: требованиям национальных регуляторов, особенностям бизнес-процессов в рублевой зоне, соответствию законодательству, созвучны корпоративной культуре и т.д. Кроме того, близость вендора и возможность говорить с ним на одном языке упрощает как локальные моменты, имеющие отношение к техподдержке, так и глобальные, связанные с развитием продукта, добавлением функциональных модулей и т.д.
Для бизнес-решений крайне важно требование гибкости, отмечает Андрей Чепакин, что на платформе ELMA решено широким применением Low-code-инструментов, облегчающих как адаптацию решения к бизнес-процессам заказчика при внедрении, так и дальнейшее развитие системы.
Эталонный пример
Миграция с одного бизнес-приложения на другое всегда связана с затратами, но правильный подход к выбору целевого решения может существенно упростить процесс «переезда». В качестве эталонного целевого решения выберем ELMA365 . Это, как мы отмечали выше, полностью санкционно-устойчивая система, прошедшая длительный путь развития (более 15 лет на российском рынке!), а также внедренная на большом количестве российских предприятий разного размера (более 3 тыс. инсталляций, по словам Андрея Чепакина), что позволяет говорить о наличии у решения достаточной функциональности.
Важно, что продукт представляет собой платформу, на которой реализован ряд ключевых бизнес-систем: СЭД (включая кадровый и проектный документооборот), архив первичных документов, управление закупками, CRM, Service Desk и омниканальный блок и т.д. Наличие единой платформы существенно упрощает именно комплексный «переезд»! Например, совместимость компонентов, простота администрирования, всеобъемлющий конструктор форм, единый подход к организации Low-code-разработки – все это и многое другое актуально как для упрощения миграции, так и для оптимизации процессов адаптации и дальнейшего развития решения, развернутого на стороне клиента.
Наработки компании позволяют предоставить решение, пре-конфигурированное в зависимости от особенностей вертикального рынка, на котором работает заказчик. Это облегчает, например, настройку CRM с учетом отраслевых особенностей и типов продаж – это может быть как традиционный аккаунт-менеджмент, так и экспертные продажи, заказы, уникальные проекты, продажи через дистрибьюторов и др., отмечает Михаил Саратов, заместитель директора компании ELMA.
Что дальше
Подчеркнем, что ELMA продолжает активное развитие и как решение, и как экосистема (разумеется, для продвижения решения такого масштаба вендор располагает разветвленной партнерской сетью, развитой системой обучения и т.д.). В планировании этих процессов вендор ориентируется как на собственное видение трендов, а также на государственные инициативы и на запросы заказчиков. «Проектируя что-либо внутри системы мы ориентируемся на потребности российского бизнеса». – говорит Михаил Саратов.
Источник: https://www.cnews.ru/reviews/importozameshchenie_2023/cases/mozhet_li_odna_platforma_importozamestit