О повышении эффективности и снижении затрат мечтают все руководители управляющих компаний и ТСЖ. Воплотить мечту управленцев ЖКХ в реальность могут помочь реализация концепции BPM (англ. Business Process Management) и современные IT-технологии. По мнению специалистов, применение методов процессного управления должно избавить управляющие компании и ТСЖ от избыточных функций или дублирующих работ, а также сблизить потребности организаций и их IT-реализацию.
О том, какие информационные и управленческие технологии могут сделать работу управляющих компаний и ТСЖ эффективной и ресурсосберегающей, журналу «Коммунальщик» рассказал кандидат экономических наук, директор по развитию компании ELMA Константин Михайлович Красноперов.
«Коммунальщик»: Константин Михайлович, что принято подразумевать под «эффективным бизнес-процессом» в ЖКХ?
К.К.: Критериями эффективности бизнес-процесса (независимо от отрасли) можно считать следующие: рациональное (эффективное) использование ресурсов и соответствующее качество результата на выходе – продукт, услуга, информация и т.п.
В приложении к деятельности управляющих компаний (УК) и обслуживающих организация можно сказать, что эффективность осуществляемых ими бизнес-процессов определяется удовлетворительным техническим состоянием управляемых объектов, стабильностью предоставления услуг населению и приемлемой стоимостью этих услуг.
«Коммунальщик»: Расскажите, пожалуйста, про идею процессного подхода к управлению УК и ТСЖ.
К.К.: Идея процессного подхода к управлению организациями в сфере ЖКХ заключается в том, что комплекс представляемых ими услуг рассматривается как система взаимосвязанных процессов, ориентированная на получение предсказуемого (ожидаемого потребителем) результата (сервисной услуги) при условии эффективного использования выделенных ресурсов. В рамках указанной системы выделяются процессы технического обслуживания жилого фонда, процессы оказания коммунальных услуг, процессы взаимодействия с потребителями, процессы управления непосредственно самой организацией и прочие процессы.
«Коммунальщик»: Какие отраслевые решения по управлению бизнес-процессами компания ELMA предлагает для ЖКХ? Что лежит в их основе (программы, модели, и т.д.)?
К.К.: Наша компания разрабатывает отраслевое решение для организаций, работающих в сфере ЖКХ, на базе своего программного продукта ELMA. Решение «Elma: управляющая компания ЖКХ» включает информационную модель, которая позволяет накапливать и систематизировать данные и знания с учетом отраслевой специфики управляющей организации, ряд действующих процессов, а также преднастроенные интерфейсы. Речь идет о таких данных, как данные о заявках потребителей, о ресурсах, затраченных на их исполнение, о фактах выявления задолженности по оплате за коммунальные услуги и др. Действующими процессами в данном случае являются диспетчирование заявок потребителей услуг и поэтапное взыскание задолженности. Данное отраслевое решение предлагает широкий спектр преднастроенных интерфейсов в зависимости от функционального разделения сотрудников УК и ТСЖ - диспетчер, мастер, коллектор, руководитель подразделения и организации в целом. За счет этого значительно сокращается период внедрения информационной системы у заказчика. Причем гибкость базового продукта ELMA позволяет достаточно быстро и легко выполнять подгонку решения под специфику организации. Также мы даем рекомендации по подбору оборудования для установки программного продукта.
«Коммунальщик»: IT-технологии активно развиваются, думаю, что и система ELMA постоянно обновляется, какие новые возможности вы собираетесь предложить УК и ТСЖ в ближайшем будущем?
К.К.: В планах у нас - расширение спектра реализованных в нашем отраслевом решении процессов управляющей компании, а также построение более полной информационной модели объекта жилого фонда с целью отражения в ней данных по истории обслуживания дома, его техническому состоянию, и другим характеристикам.
«Коммунальщик»: А теперь, если позволите, несколько практико-ориентированных вопросов, Какие технологичные решения «запрограммированы» в системе «ELMA: управляющая компания ЖКХ», чтобы помочь организациям в планировании бюджетирования ремонтных работ?
К.К.: Система позволяет формализовать процесс бюджетирования ремонтных работ, зафиксировать его алгоритм в виде схемы заданий и поручений с последующим регламентированием. В ходе исполнения процесса ситема позволяет осуществлять контроль исполнения заданий и соблюдение сроков. Она позволяет и контролировать корректность информации, накапливаемой в ходе исполнения процесса бюджетирования, фиксировать ее в необходимой форме.
Полная версия интервью доступна для чтения по ссылке.