Тема импортозамещения активно продвигается в России уже долгие годы. При этом доля зарубежного программного обеспечения в отечественном ИТ по-прежнему велика.
В некоторых отраслях, таких как аппаратное обеспечение и операционные системы, ситуация действительно неудовлетворительная. Это наиболее емкие с точки зрения финансовых и временных вложений продукты, которые надежно интегрированы в бизнес российских компаний. Разработка отечественных аналогов активно ведется, но на качественное внедрение и серьезное распространение уйдут долгие годы.
Намного лучше ситуация с корпоративным программным обеспечением. В некоторых нишах, таких как бухгалтерское ПО и документооборот, российские разработки занимали лидирующие позиции уже долгие годы. Однако в абсолютном большинстве других ниш интеграция российских продуктов идет не так гладко.
Высокая сложность перехода на новые технологии с западных стандартов
Большинство корпоративных продуктов требует адаптации и настройки под бизнес клиента. Речь о так называемых проектах внедрения. Бизнес инвестировал существенные средства в настройку ИТ-ландшафта и внедрение любых новых продуктов в работающей организации – дорогой и рискованный проект. Особенно если речь идет о переходе на новый технологический стек.
Огромное количество руководителей технологических подразделений имеют опыт работы с зарубежным программным обеспечением. Эти вендоры создавали серьезную инфраструктуру на территории России, инвестировали в обучение, поддержку протоколов и решений. Соответственно, даже под лозунгами импортозамещения такой ИТ-директор предпочитал минимизировать риски и развивать ИТ-ландшафт компании в понятном ему технологическом стеке.
На опыт руководителей ИТ-подразделений накладывается физическая ИТ-инфраструктура предприятий, которая годами строилась и развивалась на базе множества иностранных продуктов и оборудования.
Наконец, многие организации просто не имеют достаточной технической экспертизы специалистов для администрирования российских корпоративных продуктов. Развертывание высоконагруженных отказоустойчивых кластеров на базе «отечественных» операционных систем – навык пока все еще не очень распространенный.
Эти три фактора оказывают существенное влияние на то, что импортозамещение последние годы казалось высокорисковым предприятием, на которое решались не многие.
Экспертиза системных интеграторов
Большинство внедрений корпоративного программного обеспечения в организации среднего и крупного размера осуществляется с привлечением системных интеграторов. До февраля 2022 года подавляющее большинство подразделений крупных системных интеграторов было ориентировано на западное программное обеспечение.
Внедрение корпоративного ПО связано не только с функциями продукта, но и с отраслевым опытом исполнителя. Наиболее значительный такой опыт концентрировался внутри крупных системных интеграторов. Именно им под силу создавать мощные бизнес-приложения на базе корпоративного программного обеспечения.
Разумеется, политический вес системных интеграторов и их опыт значительно влиял на выбор клиентами именно западных продуктов. Ситуация поменялась в марте 2022 года, когда многие зарубежные игроки ушли с российского рынка. Однако перестройка инфраструктуры, обучение специалистов и аккаунт-менеджеров интегратора занимает существенное время. Поэтому значительный эффект от такой перестройки мы еще не успели почувствовать, так как он только начал проявляться.
Недоверие к российскому программному обеспечению
Несмотря на то, что именно корпоративное программное обеспечение добилось существенных побед на рынке российских программных продуктов, многие заказчики долгие годы испытывали к нему недоверие, предпочитая «международные стандарты». Воспринимая популярное западное ПО своего рода гарантом надежности, стабильности и простоты поддержки.
Все это укреплялось и созданной инфраструктурой западных вендоров и огромным финансовым инвестициям.
В последние годы вектор существенно смещался в сторону российских продуктов. И благодаря трендам на импортозамещение, и благодаря действительно возросшему уровню зрелости российских продуктов. Но на глобальную ментальную перестройку требуется время.
Ориентация многих российских вендоров на западное ПО и инфраструктуру
В начале 2022 года многие российские вендоры столкнулись с тем, что их вчерашние партнеры – зарубежные компании – покинули российский рынок. Без интегрированных технологических компонентов, фактически переставших работать, пошатнулась и работоспособность этих решений.
Для некоторых продуктов это стало фактически приговором, другим потребовались существенные инвестиции и время на перестройку. Это также замедлило процессы интеграции изначально российских продуктов в ИТ ландшафт страны.
Конечно, многие вендоры разрабатывали свои корпоративные решения исключительно самостоятельно или с привлечением российских компонентов и библиотек. Но это все-таки не самый распространенный случай, так как в большинстве своем корпоративные системы – это сложные платформы, которые вендор разрабатывает не в одиночку, при необходимости интегрируя в решения удобные лицензируемые библиотеки и компоненты сторонних вендоров.
Отсутствие качественных отечественных аналогов в ряде ниш
Разработка корпоративного ПО – это серьезные временные и финансовые инвестиции вендора и создание масштабной инфраструктуры обучения и поддержки. Большинство западных вендоров, наиболее распространенных в стране, разрабатывали свои продукты десятилетиями. Быстро нагнать такой продукт просто невозможно. Продукт должен достигнуть соответствующий уровень зрелости, набив шишки на масштабных проектах внедрения и получив серьезные процедуры стабилизации.
На российском рынке наиболее серьезное развитие получили системы электронного документооборота, BPMS, CRM, учетные системы. Большинство сегодняшних лидеров давно перешагнули рубеж в десять, многие в пятнадцать лет. Соответственно, такие продукты на равных конкурировали с западными вендорами задолго до вектора на импортозамещение, а после событий 2022 года со всей зрелостью вступили в борьбу за освободившуюся долю рынка. Более того, многие из этих систем конкурировали с западными продуктами и на внешних рынках.
Но во многих других нишах корпоративного ПО ситуация не столь радужная. Например, мы лично столкнулись с некоторыми сложностями при работе с офисными компонентами, с которыми интегрируется наш продукт. Отечественные решения объективно хороши, но отставание от западных аналогов все еще существенно. Впрочем, я достаточно спокоен за развитие этих продуктов – у них все идет семимильными шагами.
Куда тяжелее ситуация в системах автоматизации производства. Бизнес активно использовал в качестве MES, CAD, PLM cистем исключительно зарубежные продукты. Учитывая сложность таких решений, им невозможно быстро создать отечественный аналог. И это задача, которая потребует серьезной воли и инвестиций от всех заинтересованных сторон.
Ниш, где российских корпоративных систем с высоким уровнем зрелости не хватает, увы, пока еще достаточно много. Сейчас ситуация радикально изменяется, но процесс потребует еще не мало времени.
Отсутствие качественных механизмов интеграции
Последняя подсвеченная мной проблема совершенно прикладная и не столь глобальна, как предыдущие. По сравнению с западными вендорами, которые реализуют в продукте большое количество готовых интеграций с другими продуктами, российские аналоги часто лишены этих функций. Это приводит к дополнительным затратам и рискам на проектах внедрения.
Вопрос решается инвестициями в разработку и повышением уровня зрелости продуктов. Так российские BPMS, СЭД, CRM с высоким уровнем зрелости, как правило, имеют готовые маркетплейсы с интеграциями и коннекторами к системам. Но ряд менее зрелых продуктов пока таких функций не имеют. Вектор на импортозамещение и инвестиции решат эту ситуацию в перспективе ближайших лет, но пока игнорировать проблему нельзя.
Подведем итоги
Пока темпы интеграции российского корпоративного ПО оставляют желать лучшего. Но ситуация достаточно быстро изменяется и сегодня для этого сложились все обстоятельства.
На рынке много серьезных продуктов с высоким уровнем зрелости, масштабные проекты внедрения поднимут уровень зрелости других игроков рынка. Сегодня на внедрение российского ПО привлечены существенные ресурсы в виде требовательных заказчиков, опытных интеграторов и максимально вовлеченных вендоров. Поэтому результат не заставит себя ждать, когда все стороны обменяются опытом.
Да, по-прежнему имеется ряд проблем и в недоверии к российскому ПО, и огромный багаж из зоопарка внедренных зарубежных ИТ-решений, и некоторое технологическое отставание российских продуктов в ряде ниш. Но из года в год ситуация становится лучше.
Источник: https://www.it-world.ru/cionews/business/192257.html