С помощью метрик и показателей вы можете оценивать выполнение процесса и его экземпляров. Например, измерить время выполнения определенной задачи или узнать среднюю сумму счета.
Метрика — значение, которое не влияет на статус процесса.
Показатель — значение, от которого зависит статус процесса.
Различают метрики и показатели процесса и его экземпляров.
Метрики и показатели экземпляра процесса характеризуют конкретный экземпляр процесса, запущенный пользователем. Например, как быстро была выполнена задача «Доставить товар» в экземпляре процесса по оформлению заказа от 30.09.2020 года.
Метрики и показатели процесса формируются на основе показателей экземпляров и характеризуют процесс в общем. Например, сколько времени в среднем занимает доставка товара. С помощью метрик и показателей процесса можно выявить «узкие» места в схеме процесса или в его исполнителях.
Список существующих метрик и показателей вы можете посмотреть на странице процесса — вкладка Метрики и показатели. Здесь же вы можете создавать новые метрики и показатели.
Контекстное меню метрик и показателей
Чтобы открыть контекстное меню, нажмите на кнопку . Контекстное меню состоит из таких действий:
- Активировать — активированный показатель или метрика вычисляются в ходе выполнения процесса. По умолчанию все созданные показатели и метрики активированные;
- Деактивировать — если деактивировать показатель или метрику, то его значения не будут вычисляться в ходе выполнения процесса;
- Удалить — полностью удалить показатель или метрику из процесса.
Рассмотрим пример использования показателей экземпляра и показателей процесса. Процесс «Заказ товара». От клиентов поступают жалобы, что доставка выполняется слишком медленно.
Чтобы отследить время доставки товара по каждому заказу, мы можем создать показатель экземпляра процесса «Время доставки товара», в который будет записано время выполнения задачи «Доставка товара». Таким образом мы сможем увидеть время доставки по каждому конкретному заказу.
Чтобы понять, сколько в среднем занимает доставка товара, создадим показатель процесса «Среднее время доставки». Показатель будет рассчитан на основе показателей всех завершенных экземпляров процесса как среднее время доставки по каждому заказу.
Например, время доставки по первому заказу — 10 дней, по второму — 7 дней, а по третьему — 12 дней. Таким образом, среднее время доставки составит 10 дней.
Создание показателя/метрики экземпляра процесса
Чтобы создать метрику или показатель экземпляра процесса, в блоке Показатели экземпляра процесса нажмите на кнопку +Показатель экземпляра. Откроется карточка показателя. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку Сохранить.
Карточка показателя может состоять из нескольких вкладок: Общие, Тип показателя, Правило вычисления, Отображение. Набор вкладок зависит от выбранного типа показателя.
Вкладка «Общие»
Введите здесь общие параметры показателя: его название и описание, название, которое будет использоваться в сценариях, и выберите тип.
Вкладка «Тип показателя»
Тип показателя — в ELMA используются 2 типа метрик и показателей:
- Технический — рассчитывается с помощью сценария. Может хранить целое или дробное число, или временной интервал. Если вы выбрали технический тип показателя, то ниже нужно будет указать Тип данных, который будет рассчитываться и храниться в этом показателе;
- Временной — рассчитывается на основе настроек на вкладке Правило вычисления и может хранить только временной интервал.
Использовать рабочий календарь — укажите, нужно ли использовать рабочий календарь для расчета временного показателя.
Вкладка «Правило вычисления»
Эта вкладка отображается только для временных метрик и показателей.
Здесь нужно настроить правило для вычисления показателя. Вы можете измерять такие показатели:
- время выполнения бизнес-процесса — в значение показателя будет записано общее время выполнения экземпляра процесса;
- время выполнения этапа — этап процесса может включать в себя несколько операций процесса. Границы этапа на схеме процесса обозначаются промежуточными событиями с триггером «Вычисление метрики»;
Для настройки времени выполнения этапа процесса выберите события, которые обозначают начало и конец этапа, а также момент, когда будет вычислено значение показателя: при первом прохождении, при последнем прохождении, максимально время прохождения этапа, минимальное время прохождение этапа.
- Время выполнения задачи — вы можете вычислить время выполнения отдельной задачи процесса.
Для настройки этого правила выберите задачу, время выполнения которой будет вычисляться.
Также нужно выбрать как вычислять время выполнения задачи, если она будет выполнена повторно.
Вкладка «Отображение»
Укажите здесь плановое значение для показателя.
Создание показателя процесса
Чтобы создать метрику или показатель процесса, нажмите на кнопку +Показатель процесса. Будет открыта карточка показателя. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку Сохранить.
Карточка показателя может состоять из нескольких вкладок: Общие, Тип показателя, Правило вычисления, Отображение. Набор вкладок зависит от выбранного типа показателя.
Вкладки Общие, Тип показателя и Отображение точно такие же, как и для карточки показателя экземпляра.
Вкладка «Правило вычисления»
Здесь вам нужно настроить правила, по которым будет вычисляться значение показателя процесса.
Способ вычисления показателя —значение показателя может быть вычислено двумя способами:
- По завершении бизнес-процесса — значение будет вычислено после завершения экземпляра процесса. Укажите, как именно будет вычислено значение:
- Запустить сценарий — после завершения экземпляра процесса будет запущен сценарий, в котором будет вычисляться значение показателя;
- Вычислить на основе показателей экземпляра процесса — после завершения экземпляра процесса значение показателя будет вычислено на основе выбранного показателя экземпляра по указанной формуле.
- В сценариях процесса — значение показателя должно быть вычислено в ходе выполнения сценария экземпляра процесса.
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите ctrl + enter и оповестите нас