Всем доброго времени суток! В данном посте моего блога я бы хотел изложить свои размышления на тему развития как отрасли и поделиться представлениями о будущем систем управления в целом.
Вообще, в последнее время вышло достаточно много всевозможных трудов, которые так или иначе освещают тренды и перспективы развития рынка BPMS, однако лично у меня их прочтение и прослушивание особого энтузиазма не пробуждает. В основном в аналитике сейчас можно прочитать одно и то же: социальные сети, мобильные приложения, облачные решения, геймификация, кейс-менеджмент и т. д.
Действительно, многое из этого сейчас постепенно появляется в решениях вендоров и начинает использоваться на практике, но ничего принципиального и революционного здесь я не вижу. В этой статье мне хочется заглянуть далее текущих трендов, я поговорю на более глобальном уровне, а не просто на уровне каких-то несущественных технологий завтрашнего дня.
Общие тенденции
Глобально тенденция развития рынка BPM мне видится идущей путем общих современных IT-тенденций: смещение акцента с конкретных аппаратных и программных решений на общий процесс работы, пользе от этого процесса и организации качественной среды для работы. То есть уход от инструментов к процессу. Как это реализуется? Путем качественного развития инструментов до уровня, когда, наконец, они становятся настолько естественными помощниками в работе, что их попросту становится незаметно.
Приведу пример: уже сегодня большинство современных гаджетов работают не по одиночке, а формируя информационную «экосистему». Я могу начать чтение документа с утра на домашнем компьютере, продолжить его в дороге со смартфона, продолжить с рабочего компьютера, а закончить лишь в обед в кафе на своем планшетном компьютере. Все устройства синхронизируются через облако и знают, где я закончил чтение. Таким образом, технология позволяет мне не задумываться о том, как мне обуздать все мои устройства, не предлагает мне каких-то «костылей» в виде всевозможных закладок и прочего – я просто полностью погружаюсь в рабочий процесс, выбирая в той или иной ситуации наиболее удобное мне устройство.
То есть технология как раз делает нас свободными от конкретной технологии – она становится цельной концепцией и решением, а не просто «еще одной железкой» или «еще одной программой». В последнее время в передовых IT-отраслях все больше внимания уделяется именно опыту взаимодействия пользователя с технологиями, интерфейсам в глобальном смысле этого слова. Полагаю, именно это ждет и нашу отрасль в самом ближайшем будущем, ведь, увы, сейчас засилье ужасных неудобных интерфейсов, которые заставляют пользователей страдать, но привыкать к их использованию – привычная практика в приложениях корпоративного сектора.
А для BPM?
Приведенный мной ранее пример является иллюстрацией в миниатюре того, как я вижу протекание бизнес-процесса завтрашнего дня. Множество участников концентрируются не на взаимодействии с BPM-системой – наоборот, они концентрируются непосредственно на самой работе, выполняя ее наиболее удобным и естественным образом. В свою очередь BPM-система контролирует общий ход процессов, не создавая надуманных ограничений для пользователей.
Популярным в последнее время негласным трендом была концепция «единого окна», когда пользователям предлагалось отказаться от множества интерфейсов различных систем в пользу какой-то одной (как правило, BPM-системы). Во многих случаях это действительно полезное решение – пользователи не тратят время на изучение множества систем, видят все в одном месте, быстрее обучаются и лучше проникаются концепцией информационной системы. Однако, увы, сложно представить единственную такую информационную систему, которая одинаково хорошо бы помогала решать задачи всех исполнителей по всем бизнес-процессам компании – увы, придется иметь место со всевозможными компромиссами.
Каждый участник должен иметь определенную широкую степень свобод, выполнять работу так, как ему удобно, при этом используя максимально удобные ему аппаратные и программные средства. Таким образом, он будет концентрироваться на выполнении работы, а не мыслях о том, что он является участником бизнес-процесса BPM-системы.
И как же это будет выглядеть?
Так, легко представить, что в рамках единого сквозного бизнес-процесса компании, есть сотрудники, которые взаимодействуют с BPM-системой, используя привычный корпоративный портал системы, другие сотрудники компании используют собственные специально реализованные для них интерфейсы BPM-системы, в то время как другие сотрудники могут вообще не знать о существовании BPM системы, тем не менее являясь участниками процессов, но взаимодействия с ней при помощи интерфейсов более привычных для выполнения их работ учетных и всевозможных специализированных информационных систем. Руководитель может и вовсе отказаться от использования интерфейсов информационных систем как таковых, предпочитая использовать для вынесения резолюций, согласования документов и принятия решений почтовый клиент – таким образом он не обременен лишней информацией и не тратит свое лишнее время на более тяжелые решения.
Некоторые пользователи вообще могут не работать с компьютером на рабочем месте, но они являются участником процесса и результаты их деятельности регистрируются при помощи всевозможных электронных устройств, функционирующих в единой сети. Например, такие устройства могут быть всевозможные консоли на производстве, специализированное промышленное оборудование, персональные переносные мобильные устройства (не являющиеся так или иначе в привычном понимании компьютерами – планшетными компьютерами или смартфонами – такие, например, как специализированные пульты дистанционного управления, датчики и т. д.). Более того, один и тот же пользователь может использовать одни алгоритмы взаимодействия с системой при работе с одним процессом компании, и совсем другие – с другим процессом. Он просто сосредотачивается на работе и результатах этой работы, а не на сложностях инструментов, которыми эту работу приходится выполнять.
Таким образом, BPM-система, с одной стороны, как бы отходит на второй план и становится незаметной для пользователей, а с другой – ее функции становятся более глобальными, координирующими работу всей организации. То есть я вижу ее не как «еще одну информационную систему», которая заставляет пользователей «работать по-новому», не жандармом, следящим за порядком, а своеобразной кровеносной системой организации.
А что сегодня?
Кому-то мои размышления могут показаться несколько мечтательными и фантазиями о далеком будущем. Я скажу, что это не так – процесс уже пошел. В частности, мы в ELMA уже делали и делаем серьезные шаги в эту сторону.
В рамках ряда последних релизов мы значительно доработали систему, сделав ее более гибкой к изменениям. В частности, были разработаны инструменты визуального проектирования пользовательских интерфейсов, независимые настраиваемые интерфейсы для пользовательских групп (разные пользователи видят систему по-разному), функции разработки и обновления собственных модулей системы для наращивания существующего функционала. Система адаптирована для легкой интеграции с существующими информационными системами организации и интеграционной шиной предприятия. При этом работа с системой возможна в самых различных средах: с компьютеров и мобильных устройств под управлением различных операционных систем.
В версии 3.6 мы выпустили E-Mail и lite-интерфейс. Данные возможности также находятся в данной концепции и позволяют организовать работу с системой ELMA в облегченном режиме – через почту или в облегченном интерфейсе внутри и извне собственного корпоративного портала ELMA. При помощи данных инструментов можно включить пользователя в работу с бизнес-процессами ELMA, не заставляя его глубоко погружаться в тонкости самой системы – ему предоставляется минималистичный интерфейс, имеющий все необходимое для выполнения поставленной задачи – и ничего более.
Поэтому на вопрос «что мешает реализовать озвученный выше подход сегодня?» я отвечу – да, по сути, ничего, было бы желание!
#Бизнес-процессы(BPM) #Статьи #Управление_бизнес-процессами_и_изменениями