Модель бизнес-процесса — это схема, которая описывает, кто и в каком порядке выполняет операции процесса. Для описания используются различные элементы BPMN (зоны ответственности, события, операции, шлюзы, переходы) и пользовательские плагины. Подробнее обо всех элементах читайте в разделе «Элементы для моделирования».
Модель бизнес-процесса в ELMA4 является исполняемой. Это значит, что все задачи, уведомления, события и т. д. будут приходить сотрудникам автоматически.
Моделирование процессов происходит в дизайнере ELMA4 в разделе Процессы.
На странице раздела вы увидите:
- процессы, которые недавно редактировались (с информацией о том, кто и когда внёс изменения);
- список всех процессов конфигурации. Для удобства их можно распределить по группам (папкам);
- кнопку для создания нового процесса;
- кнопку для формирования документации процессов;
- кнопку общих настроек процессов.
Группы (папки)
Группы (папки) нужны для того, чтобы систематизировать процессы по каким-либо признакам. Например, можно разделить все процессы по их назначению или отделам, которые с ними работают.
В разделе Процессы уже создана папка Все процессы. Для создания новой наведите курсор мыши на существующую папку, нажмите на значок , введите название и нажмите на клавишу Enter на клавиатуре.
Действия с группами и процессами
Если навести курсор на название папки или процесса, будут показаны кнопки действий.
Переименовать. В открывшемся окне введите новое название для группы или процесса и нажмите на клавишу Enter. |
|
Переместить. В открывшемся окне выберите группу для перемещения и нажмите на клавишу Enter. |
|
Создать новый процесс в выбранной папке. |
|
Добавить новую группу в выбранной. |
|
Копировать процесс. При копировании в новый процесс будут перенесены все настройки выбранного процесса кроме истории версий и наименования экземпляров процесса. При нажатии на кнопку будет открыто окно, в котором нужно указать версию выбранного процесса, которую необходимо скопировать, ввести название нового процесса, выбрать группу для его размещения. |
|
Удалить. В открывшемся окне подтвердите удаление папки или процесса. При удалении группы все находящиеся в ней объекты будут перемещены на уровень выше. Процесс будет удален безвозвратно, восстановить его будет нельзя. |
Создание процесса
начало внимание
Создавать процессы могут только пользователи, имеющие доступ к дизайнеру ELMA.
конец внимание
Для создания нового процесса нажмите на кнопку +Процесс. В открывшемся окне:
- введите общие параметры нового процесса: укажите название, выберите папку, в которой будет находиться процесс, и настройте системные переменные, которые будут использоваться для работы с процессом;
- добавьте участников процесса, настроив зоны ответственности (зоны ответственности могут быть настроены и позже на этапе создания графической модели).
Системные переменные
Системные переменные, используемые для работы с процессом, объединены в 3 блока: структура данных, структура метрик процесса и структура метрик экземпляра процесса. Каждый блок содержит по 2 параметра: имя класса для работы с контекстными переменными процесса в сценариях и отчетах и имя таблицы в базе данных, в которой будут храниться значения переменных для этого процесса. По умолчанию имена классов и таблиц создаются автоматически на основе названия процесса путем добавления к нему префиксов и постфиксов. Если название процесса задано не на английском языке, то названия системных переменных будут сформированы с помощью транслитерации, однако мы рекомендуем заменять такие названия на значимые, например, переведенные на английский язык названия.
Зоны ответственности
Для настройки зон ответственности нажмите на кнопку Далее или наведите курсор на кнопку Общее и выберите Зоны ответственности. В открывшемся окне добавьте необходимое количество участников процесса, укажите размер и расположение зон ответственности.
Для добавления нового участника нажмите кнопку +Новая ЗО. В открывшемся окне введите название зоны ответственности, выберите её тип, укажите исполнителя из опубликованной оргструктуры компании, а также при необходимости укажите дополнительные настройки. К настройке зон ответственности всегда можно вернуться в ходе моделирования процесса. Подробнее об этом читайте в статье «Зоны ответственности».
После выполнения всех настроек нажмите на кнопку Создать. Будет создан новый бизнес-процесс с зонами ответственности и стартовым событием, установленным в первой зоне ответственности. Если зоны ответственности не были настроены при создании процесса, то графическая модель будет пустой.
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите ctrl + enter и оповестите нас