Справка по системе Платформа ELMA BPM
×
Меню

Персональные метрики и показатели процесса

Персональный показатель - это показатель процесса или метрика процесса, состоящий из ряда фактических значений, полученных в бизнес-процессе и сопоставленных с пользователями системы. Выбор контекстной переменной типа Пользователь, на основании данных которой осуществляется сопоставление с пользователем системы, выполняется на первом шаге мастера создания показателя. Выбранная переменная должна заполняться до того, как будет записано значение показателя. Переменная типа Пользователь может заполняться автоматически на основании данных об исполнителе процесса (рис. 2), а так же в задаче или сценарии процесса.
Показатель экземпляра процесса не может быть персональным.
Использование персональных показателей позволяет оценивать работу нескольких пользователей, используя один показатель процесса.

Примеры использования персональных показателей процесса

Типичным примером использования персональных показателей является оценка объема продаж в разрезе количества и суммы заказов на сотрудника отдела продаж.
Для примера возьмем упрощенную модель бизнес-процесса получения оплаты по счету (рис. 1).
Рис. 1. Модель бизнес-процесса "Оплата по счету"
В процессе создадим две метрики экземпляра процесса: Сумма счета (Технический, тип Дробное число), и Количество запусков (Технический, тип Целое число).
В процессе после выставления счета будем записывать значения метрик экземпляра процесса: "Количество запусков" и "Сумма счета - метрика". В значение метрики "Количество запусков" всегда будем записывать значение "1", а в метрику "Сумма счета - метрика" - значение контекстной переменной "Сумма счета", заполняемой в задаче "Выставить счет клиенту". Для этого в операции "Вычисление метрик и показателей", имеющей тип Сценарий, укажем следующий код:
var a = context.WorkflowInstance.MetricValues as P_OplataPoSchetu_IM;
a.SummaSchetaMetrika = Convert.ToInt32(context.SummaScheta);
a.KolichestvoZapuskov = 1;
a.Save();
В процессе (рис. 1) зона ответственности "Сотрудник отдела продаж (Москва)" сопоставлена с элементом оргструктуры типа Группа сотрудников, процесс могут запускать все сотрудники из этой группы. Данные пользователя, запустившего процесс, сохраняются в переменную "Менеджер по продажам" типа "Пользователь" (рис. 2).
Рис. 2. Настройки зоны ответственности "Менеджер отдела продаж"

Периодические и непериодические персональные метрики и показатели

Если в мастере создания показателя на Шаге 1 в поле Периодичность не установлен флажок Использовать период, для показателя будет вычисляться и храниться одно значение на одного пользователя. При вычислении будут учтены метрики и показатели всех экземпляров этого процесса с момента публикации до момента последнего вычисления показателя процесса.
В карточке процесса в веб-приложении для такого показателя не отображается период (рис. 3).
Рис. 3. Отображение непериодической метрики.
Если флажок Использовать период установлен, для каждого периода и каждого пользователя будет храниться последнее вычисленное в этот период значение. Границы периода определяются по календарю и не зависят от даты публикации процесса. При вычислении будут учтены метрики и показатели всех экземпляров этого процесса от начала и до конца выбранного в мастере создания показателя периода.

Создание персональной метрики процесса

Создадим две персональных метрики процесса. При создании необходимо учесть, что вычисляемые в данном примере метрики, как правило, используются при расчете зарплаты, и, следовательно, актуальны в течение месяца:
Настройки метрики Количество заказов:
Настройки метрики Сумма счета:
Каждый раз по завершению экземпляра процесса значения метрик процесса пересчитываются.
Значение метрики процесса можно увидеть на странице процесса, которая открывается из Монитора процессов. Чтобы открыть страницу процесса, нужно кликнуть мышью по его названию в разделе Монитор процессов или Полный монитор процессов.
Рис. 4. Монитор процесса "Оплата по счету". Отображение персональной метрики.
Если нажать на кнопку График напротив названия метрики, появится гистограмма - графическое представление значений персональной метрики (рис. 5).
Рис. 5. Гистограмма персональной метрики "Количество заказов".
Значения персонального показателя также можно вывести на портлет Гистограмма (рис. 6).
На портлете отображаются значения персонального показателя на текущий момент, если показатель непериодический, или на текущий период, если показатель периодический.
Рис. 6. Значения персональной метрики "Количество заказов" на портлете "Гистограмма".

Создание персонального показателя процесса

В отличии от метрики, показатель позволяет оценить полученное значение по шкале.
Для нашего примера возьмем существующую метрику "Сумма заказов" и преобразуем его в показатель. Для этого на первом шаге мастере создания показателя в поле Тип показателя надо укажем тип "Показатель" (рис. 7).
Рис. 7. Создание персонального показателя процесса. Шаг 1
У показателей в мастере создания показателя появляется четвертый шаг, на котором требуется настроить шкалу его отображения.
В нашем примере для оценки показателя "Сумма заказов" используем шкалу "Увеличение", плановое значение установим 400 000 и зададим минимальное критическое значение 100 000.
Таким образом, при сумме заказов менеджера по продажам менее 100 000 рублей значение показателя будет оценено как недопустимое, при сумме от 100 000 до 400 000 рублей - допустимое, свыше 400 000 - плановое.
Рис. 8. Создание персонального показателя процесса. Шаг 4. Настройка шкалы отображения показателя.
В веб-приложении автоматически оценивается статус созданного нами показателя:
Рис. 9. Монитор процесса "Оплата по счету". Отображение персонального показателя.
Рис. 10. Гистограмма персонального показателя "Сумма заказов".
Рис. 11. Значения персонального показателя "Сумма заказов" на портлете "Гистограмма".

См. также: